Живые уроки

Программа «живые уроки» в историко – этнографическом комплексе «Сугорье»

Это предложение, относится, в первую очередь, к учителям, родителям, и турфирмам, организующим школьные экскурсии.

На основе богатого и разнообразного материала комплекса «Сугорье», его сотрудниками разработаны в соответствии с учебными планами и стандартами и представлены ниже новые интерактивные экскурсии, объединенные в единую тему «Живые уроки», которые являются прекрасным дополнением к основной школьной программе. Здесь вы сможете познакомиться с описанием уроков, с основными темами, которые они раскрывают, и, в соответствии с вашим учебным планом, выбрать походящий для вашего класса вариант.

Всего мы предлагаем две основных темы:

  1. «Древняя Русь в VIII – первой половине XII вв.»;
  2. «Норманны: завоевания, общественный строй, культура»

Как вы понимаете, сами по-себе данные темы весьма широки и объемны, включают множество различной информации и фактов. Для лучшего результата предлагаем вам внимательно познакомится с представленными «живыми уроками», и, в контексте изучаемого предмета, решить, что именно из предложенного материала вас интересует больше всего, на чем следует сделать основной акцент, какие дополнительные данные следует представить, или – же - оставить экскурсию без изменения, в ее стандартном формате. Об этом вам следует информировать сотрудников комплекса или турфирму, организующую вашу поездку в «Сугорье». Уверены, что предложенные «живые уроки» научат школьников совершенно иначе, по – новому относиться к изучаемой теме, помогут максимально заинтересоваться соответствующим предметом, и, значительно расширить свой кругозор.

Добро пожаловать на уникальные «живые уроки» в усадьбу «Сугорье»!

Урок №1. Тема экскурсии: «Один день в Древней Руси»

Предмет: «История», класс: 6 , тема урока: «Древняя Русь в VIII – первой половине XII вв.»;

предмет: «Окружающий мир», 3 - 4 класс. Тема урока: «Наше государство в древности»;

предмет: «Литература», 5 – 6 класс. Тема урока «Былины»;

предмет: «Литература», 8 класс. Тема урока: «Слово о полку Игореве»;

предмет: «Истоки», 4, 7 класс. Тема урока: «Воинство»

предмет: «Истоки», 6 класс. Тема урока: «Слово и образ Отечества», «Слово и образ малой родины»;

предмет: «Истоки», 4, 7 класс. Тема урока: «Мастера – ремесленники»

предмет: «Истоки», 2 класс. Тема урока: «Кузнецы», «Ткачихи – рукодельницы»

Формат проведения экскурсии: Интерактивная экскурсия.

Продолжительность экскурсии: 3 часа + время переезда до комплекса и обратно.

Место проведения: Историко-этнографический комплекс «Сугорье»

Организатор: ООО «Княжий двор». Адрес:161105 Вологодская область, Кирилловский район, пассажирский причал Кузино, вблизи местечка Косые гряды.

 

Введение.

               Русский Север, летописное Белоозеро… Древняя святая земля.
Сегодня эти лесные и озерные места знамениты на весь мир своими православными монастырями – Кирилло-Белозерским, Ферапонтовым, Горицким, основанными в XV-XVI вв.
Земли, расположенные здесь - же, по берегу реки Шексны, в старину были известны под певучим названием Сугорье. Управлялись они князьями Сугорскими, жившими в своих укрепленных усадьбах – дворах с дружиной и челядью. Правили они мудро и справедливо, а в лихую годину отважно вставали на защиту родной земли.
Много минуло веков с той поры, но не прервалась связь времен: как и прежде, гордо высится над величавой Шексной мощная сторожевая башня – вежа, а распахнутые резные ворота приглашают гостей посетить удивительное место – древнерусскую усадьбу «Княжий двор».
На территории усадьбы воссоздан по достоверным научным данным двор удельного Сугорского князя XI – XШ вв. с двухэтажными рублеными хоромами на подклете, теремом, хозяйственными постройками и кузницей. Только попав сюда, начинаешь понимать, что значит выражение «живая история».
Здесь нет привычных стеклянных витрин, ограждений и табличек «руками не трогать!». Все экспонаты этого необычного музея живут своей повседневной жизнью, а встречает гостей не экскурсовод, а могучий княжеский дружинник, звучным голосом повествующий о временах стародавних.

 Тема интерактивной экскурсии: «Один день в Древней Руси»

1. Встреча группы экскурсоводом в древнерусском костюме. Обзорная экскурсия по территории комплекса от автобусной стоянки до усадьбы "Княжий двор".

В ходе экскурсии дети узнают о народах, проживавших на территории Древней Руси в целом, и, Вологодской области, в - частности, о торговых путях, пролегавших через эти земли. Объект показа – река Шексна, по которой в древности проходил Великий Волжский путь «Из варяг в персы», а в наши дни – Волго – Балтийский речной путь.

Знакомство с народами, которые этими путями пользовались, на примере рунического камня викингов. В контексте повествования о торговых путях -

знакомство с копией древнерусской ладьи, ее устройством, как основного средства передвижения и транспортировки грузов.

Рассказ о древнерусском поселении на примере усадьбы «Княжий двор» Выбор места расположения, оборонительные сооружения – тын, сторожевые башни, воротная группа. Происхождение выражения «косить трын – траву».

Знакомство с древнерусской архитектурой, ее основными элементами. Раскрытие терминов «хоромы», «терем», «подклет», «гульбище», «крыльцо».

Переход на территорию усадьбы. Встреча новым экскурсоводом. Приглашение в княжескую гридницу – парадную палату для пиров и приемов.

2. «На пиру у князя Белозерского». Экскурсия в интерактивном музее «Княжеская гридница».

Знакомство с внутренним устройством древнерусского жилища, его основными составляющими – сенями, перерубом, матицей, красным углом, а также с мебелью, светильниками, посудой, бытовыми предметами.

Поэтапный выбор исторических персонажей – князя, княгини, гридня (дружинника – телохранителя), сенной боярышни. Облачение в реконструированные древнерусские костюмы с сопроводительным рассказом. Раскрытие особенностей древнерусского костюма, его основных элементов. Используемые ткани, цветовая гамма, способы ношения. Отделка – «золотное шитье», «сажание жемчугом», «набойка», отделка мехом. Отдельные элементы княжеского костюма - платье, шапка, плащ – корзно, гривна, символы власти.

Древнерусские украшения, их значение, материал и способы изготовления, образы, символизм, изменение с принятием христианства.

Вооружение древней Руси на примере облачения дружинника. Наступательное вооружение – клинковое, копья, топоры, ударное, связанная с ним мифология. Отличия от вооружения кочевников. Защитное вооружение – кольчуга, виды шлемов, щитов. Обряд посвящения в дружинники.

Древнерусские обряды и ритуалы, на примере воссоздания княжеского пира. Видоизменение традиций по мере отказа от язычества. Период двоеверия.

Приветствие исторических персонажей, фотосессия.

3. Практическая часть урока, связанная с вооружением.

Рассказ о луке и арбалете, устройство, различия у разных народов. Виды стрел и наконечников. Стрельба по мишени под руководством инструктора. Метательное копье (сулица) – поражение мишени.

4. Кузнечные тайны. Древнерусское ремесло на примере работы интерактивной кузницы.

Переход в кузницу, знакомство с мастером – кузнецом. Рассказ о значении металла в жизни древнего человека. Ранний железный век, месторождения железной руды на территории края, раскрытие понятий «домница», «сыродутный способ», «крица», «шлак». Описание кузницы, ее устройство, основные элементы – горн, мехи, наковальня. Инструментарий кузнеца. Важность древесного угля и способы его добывания. Профессия углежога. Практическая часть – изготовление гвоздя или походной воинской вилки. Основные принципы работы молотом, отжиг, ковка, закалка. Раскрытие значения выражений: «довести до белого каления», «куй железо, пока горячо» на примере цвета нагрева металла. Вручение готового изделия в качестве памятного сувенира.

5. Княжеский тайник. Посещение подземного хода.

Переход ко входу в тайник. Рассказ о важности подземных ходов в эпоху средневековья, их предназначении, способах маскировки. Остановка в месте нахождения воинского арсенала, рассказ и демонстрация таких предметов вооружения, как клевец, кистень, гасило. Шлем крестоносца, его отличие от древнерусских шлемов. Переход к каземату. «Русская правда» Ярослава Мудрого, понятие «обиды», основные виды наказаний – вира, урок, продажа в холопы за тяжкие преступления. Подчеркивается гуманность Древнерусского государства, отсутствие наказаний, связанных с лишением жизни, увечьем.

Тайник – место сокрытия кладов. Предания, связанные с кладами, устное народное творчество, местные легенды. Обнаружение «клада», рассказ об опасностях, связанных с кладами, бытовавшими в старину. Выход из тайника на улицу.

Подведение итогов интерактивного урока, акцентирование внимания на полученных новых знаниях и их важности – как для учебы, так и для формирования гражданского самосознания. Прощание с классом. Отбытие из комплекса.

6. В стоимость экскурсии входит:

- экскурсионное обслуживание (включая билеты в музей и услуги гидов)

7. Стоимость экскурсии для групп (руб./чел.)

20+1

30+2

40+2

550

500

450

Стоимость экскурсии для групп с чаепитием (руб./чел.)

20+1

30+2

40+2

650

600

550

8. Дополнительные элементы «живого урока»

- Продолжение темы древнерусского воинства, «Русской правды». Инсценировка княжеского суда по «Русской правде» в виде «Божьего суда» - поединка двух воинов. Стоимость: 2000 руб. с группы;

- продолжение темы древнерусского воинства, борьба с кочевниками. Стрельба из катапульты – камнемета (перетяга). Стоимость: 2000 руб. с группы.

9. Примечание

Возможны изменения в программе по причинам, не зависящим от компании, в пределах указанной стоимости. Время и порядок предоставления туристских услуг, экскурсионные объекты, заявленные в программе, могут меняться при сохранении объема. Стоимость указана на одного школьника из расчёта, что в составе группы есть руководитель (и): 30 школьников + 2 руководителя бесплатно и т.д. Тур может быть организован в любой день, вне зависимости от погодных условий.

скачать программу

 

 

Урок № 2. Тема экскурсии: «В гостях у викингов»

 Предмет: «Всеобщая история», класс: 6 , тема урока: «Норманны: общественный строй, завоевания, культура»;

предмет: «Окружающий мир», 3 - 4 класс. Тема урока: «Наше государство в древности», подтема: «Соседи древней Руси»

предмет: «Истоки», 4, 7 класс. Тема урока: «Воинство»

предмет: «Истоки», 4, 7 класс. Тема урока: «Мастера – ремесленники»

предмет: «Истоки», 2 класс. Тема урока: «Кузнецы», «Ткачихи – рукодельницы»

Формат проведения экскурсии: Интерактивная экскурсия.

Продолжительность экскурсии: 2,5 часа + время переезда до комплекса и обратно.

Место проведения: Историко-этнографический комплекс «Сугорье»

Организатор: ООО «Княжий двор». Адрес:161105 Вологодская область, Кирилловский район, пассажирский причал Кузино, вблизи местечка Косые гряды

 

Введение.                              

                                                      

                                                                         И от ярости норманнов избави нас Боже.

                                                                                                                     Старинная молитва.

Когда речь заходит о викингах, то непременно возникает образ огромного варвара в обязательно рогатом шлеме, творящего всяческие безобразия. Что же, историческая мифология – явление серьезное, и бороться с ней необходимо основательными методами, например… самим отправиться к ним в гости!

Чтобы узнать правду о викингах, совершенно необязательно стоять в очереди за визой и ехать в Норвегию или, скажем, Исландию.

Приезжайте на Вологодчину,   в усадьбу « Сугорье», где для вас, дорогие ребята, будет проведен настоящий «живой урок». В ходе этой совершенно необычной экскурсии, больше напоминающей путешествие на машине времени, вы узнаете о том, что викинг – это не национальность, а профессия, какое отношение эти суровые воины и купцы имели к истории Древней Руси, познакомитесь с устройством древнескандинавского жилища в «Длинном доме» - уникальном «живом» музее. Здесь вы воочию увидите, как готовилась пища на каменном очаге и изготавливалась ткань для одежды, побываете в образе вождя – ярла на «высоком месте» у южной стены между священных «родовых» столбов или мудрой хозяйки дома в процессе приготовления ритуального напитка «бьор», или же, накинув медвежьи шкуры на плечи, превратитесь в грозных воинов – берсеркеров.

В «Доме викингов» вы подробно познакомитесь с древним скандинавским костюмом, оружием, бытом, и, конечно же, узнаете всю правду о рогатых шлемах.

А в пиршественной зале, где медвежьи и лосиные черепа соседствуют с гобеленами и щитами на стенах, для вас прозвучит боевая песня на настоящем древнем северном языке – том, на котором говорили викинги!

В ходе «живого урока» вам поведают о великих воинах и героях, покажут приемы обращения с мечом и щитом и даже предложат попробовать испытать себя в игровом бою на мягком тренировочном оружии.

В самой настоящей кузнице вы услышите легенду о Велунде и Рекине- легендарных северных кузнецах и познакомитесь с волшебством изготовления меча.

Так что, «фрам, худнингас!», что значит – вперед, друзья!

Живой урок «В гостях у викингов» в Сугорье ждет вас!

 

1. Встреча группы экскурсоводом в древнескандинавском костюме. Обзорная экскурсия по территории комплекса от автобусной стоянки до интерактивного музея «Дом викингов».

В ходе экскурсии дети узнают о торговых путях, пролегавших через территорию современной Вологодской области. Объекты показа – река Шексна, по которой в древности проходил Великий Волжский путь «Из варяг в персы», соединявший Балтику и Каспий, а также «старинная» карта. Первое упоминание о викингах в средневековых хрониках. Нападение на о.Линдисфарн. Норвежцы – первооткрыватели. Заселение Исландии и Гренландии, открытие Америки. Норманны – завоеватели. Викинги из Швеции на торговых путях Восточной Европы.

Стилизованный рунический камень викингов с о.Готланд – изображение, традиции, связанные с ними. Прирожденные мореходы. В контексте повествования о торговых путях, путешествиях и нападениях викингов - знакомство с копией древней ладьи, ее устройством. Драккар и кнарр – сходство и различия. По пути к «Дому викингов» - демонстрация действия катапульты – трибуше, применявшаяся викингами при осаде европейских городов.

2. «Северная сага». Экскурсия в «Доме викингов»

Знакомство с устройством древнего жилища народов Скандинавии – длинного дома. Попутный рассказ об общественном устройстве народов Севера эпохи викингов.

Хозяйственный отсек. Выбор «хозяйки» дома, наречение новым именем (Асгерд, Гудрид, Эрна и т.п.), облачение в реконструированный древнескандинавский костюм с сопроводительным рассказом. Один день из жизни хозяйки дома в эпоху викингов. Добывание огня и растопка очага, кухня и способы приготовления еды, национальные «лакомства» северян – хаукарль, сюрстремминг, тресковые лепешки. Использование каменных жерновов. Изготовление ткани на вертикальном ткацком станке и тесьмы «на дощечках» Значение пива (бьор) как обрядового напитка и рассказ о его приготовлении.

Переход в пиршественную залу. Описание, символы, устройство. Резьба по дереву как уникальное искусство древних скандинавов, рассказ о родовых столбах и связанных с ними преданиях (основание Рейкъявика). Выбор вождя – ярла и его облачение. Рассказ о мужском костюме викингов, телосложении, прическе. Предание о Харальде Прекрасноволосом. Миф о рогатых шлемах, его происхождение. Выбор телохранителей ярла – берсеркера и ульфхеднера, легенды, связанные с ними. Вооружение викингов. Знаменитые мечи, копья, топоры. Особенности щитов и шлемов.

Инсценировка дружинного пира викингов. Обряды и ритуалы в сопровождении сакпипы – старинной шведской волынки. Традиционные скандинавские застольные приветствия. Скальды и их поэзия. Исполнение древней песни викингов «Villeman»

Переход в жилое помещение. Мебель викингов на основе копии кровати из Гокстада.

Рассказ о ковре (гобелене) из Байе на основе фрагмента его изображения. Харальд Суровый (Хардрада) – зять Ярослава Мудрого, его поэтическая лирика. Битва при Гастингсе. Завершение эпохи викингов.

3. Практическая часть урока, связанная с вооружением.

Продолжение рассказа об оружии с демонстрацией основных приемов нападения и защиты с мечом и щитом. Повторение приемов школьниками на мягком оружии, игровые поединки под руководством инструктора.

4. Кузница Велунда. Экскурсия в кузнице.

Переход в кузницу, знакомство с мастером – кузнецом. Рассказ о значении металла в жизни древних скандинавов. Легенда о Велунде – кузнеце. Грам – меч героя Сигурда. Тайны изготовления знаменитых мечей с демонстрацией основных этапов. Способы закалки и испытания готового меча.

5. Тайны северных курганов. Завершение урока

Переход на курган на берегу Шексны. Рассказ о знаменитых погребениях в курганах Скандинавии и, связанных с ними научных открытиях. Подведение итогов интерактивного урока, акцентирование внимания на полученных новых знаниях и их важности – как для учебы, так и для расширения кругозора. Переход на автобусную стоянку. Прощание с классом. Отбытие из комплекса.

6. В стоимость экскурсии входит:

- экскурсионное обслуживание (включая билеты в музей и услуги гидов)

7. Стоимость экскурсии для групп (руб./чел.)

20+1

30+2

40+2

550

500

450

Стоимость экскурсии для групп с чаепитием (руб./чел.)

20+1

 30+2

40+2

650

600

550

8. Дополнительные элементы «живого урока»

- Продолжение темы вооружения викингов, искусства владения мечом, а также, законов древней Скандинавии, в образе «Хольмганга» - ритуального поединка двух воинов. Стоимость: 2000 руб. с группы;

- продолжение темы викингов – завоевателей, вооружения. Мастер – класс по стрельбе из лука. Стоимость: 2000 руб. с группы.

9. Примечание

Возможны изменения в программе по причинам, не зависящим от компании, в пределах указанной стоимости. Время и порядок предоставления туристских услуг, экскурсионные объекты, заявленные в программе, могут меняться при сохранении объема. Стоимость указана на одного школьника из расчёта, что в составе группы есть руководитель (и): 30 школьников + 2 руководителя бесплатно и т.д. Тур может быть организован в любой день, вне зависимости от погодных условий.

 скачать программу

 

Откуда мы знаем о жизни викингов? Мы были там, где они жили, и видели все своими глазами!

Побыстрее - бы! По пути в музей кораблей викингов. Осло - Бигде, Норвегия.
Сочетание камня и дерева, дерновые крыши - традиции эпохи викингов
Примерно так викинги и жили. Парк "Скансен", Стокгольм, Швеция.
Примерно так викинги и жили. Парк "Скансен", Стокгольм, Швеция.
Избушка на курьих ножках? Амбар для муки!
Примерно так викинги и жили. Парк "Скансен", Стокгольм, Швеция.
Примерно так викинги и жили. Парк "Скансен", Стокгольм, Швеция.
Примерно так викинги и жили. Парк "Скансен", Стокгольм, Швеция.
Кормовое украшение ладьи из Усеберга
Знаменитая голова дракона с ладьи викингов
Крепление кормового весла
Предметы из королевского кургана в Гокстаде
Погребальная повозка
Бытовые предметы
Обувь викингов
Я был здесь! (В пакете - сувениры)
Золотые украшения
Мечи - грозное оружие норманнов
Северные топоры
Университетский музей г. Осло. На фоне щита викинга
Вот он - знаменитый шлем из Гъермундбю!
Приятный разговор
Женские украшения
Сзади - царские врата с великолепной резьбой (предание о Сигурде)
Маленький тролль
Напоследок. Копенгаген. Русалочка (которая на камне)